Путешествие по России Путешествие по России

ТУВА

Алтай
Байкал
Катчатка
Кольский
Коми
Красноярск
Саяны
Тува
Якутия

По Тувинской котловине

Кызыл - Усть-Элегест - Хайыракан - Шагонар - Чадан - Кызыл-Мажалык - Ак-Довурак - Кызыл-Даг

Тувинская котловина - наиболее заселенная территория республики, с развитым земледелием и животноводством. Здесь собирают высокие урожаи пшеницы, ячменя, овса, кормовых культур. В степях и пойменных лугах пасутся табуны лошадей, отары овец. Длина котловины около 400 км, а ширина от 25 до 75 км, высота над уровнем моря 600-900 м. Ограничена склонами горных хребтов Западного Саяна, Алтая, Танну-Ола и горами Восточной Тувы. Невысокий массив Адар-Даш разделяет Тувинскую котловину на западную - Хем-чикокую и восточную - Улуг-Хемскую. Рельеф котловины холмисто-равнинный с участками мелких сопок. Здесь протекает Улуг-Хем (Верхний Енисей), по его берегам то высятся отроги покрытых лесами гор, то пролегают просторные степи.

Усть-Элегест

30 км от Кызыла. Ваше внимание привлечет гора с отвесной стеной на юго-западной окраине Усть-Элегеста. На горе - радиорелейная станция, одна из нескольких, предназначенных для трансляции телепередач в западные районы республики. Рядом со станцией вы можете осмотреть развалины древней уйгурской крепости. Уйгуры - древний народ Центральной Азии - сооружали в Туве городища и крепости. От верховий Хемчика по левому берегу Улуг-Хема цепочкой тянулись 15 городищ. Крепость в Усть-Элегесте - крайний восточный форпост оборонительных сооружений уйгуров в Туве. Вдоль левого берега Улуг-Хема, восточнее Усть-Элегеста, на протяжении километра видны остатки стены со рвом с северной стороны, некогда соединявшей городища.

Эти военные сооружения должны были предотвратить вторжение не менее воинственных соседей - кыргызов. Размеры Усть-Элегестинской крепости - 45x35 м. В военном отношении крепость была поставлена весьма продуманно: с ее башен отлично просматривалось все вокруг - и Улуг-Хем, и аалы у подножия горы, и дорога, убегающая на восток и на запад, и гора Джарга на противоположном берегу реки. После разгрома уйгуров в 840 г. большинство крепостей оказались заброшенными.

На южной окраине села есть еще один памятник древности - каменная плита с изображением оленя. От старой заваленной шахты пройдите 200 м по левому берегу Элегеста и сверните направо, в каменистый ложок; еще через 200 м поверните строго налево. Осматривая попадающиеся по пути каменные плиты, вы увидите ту, которую ищете.

Кочетово

62 км от Кызыла. От Усть-Элегеста необходимо свернуть с трассы на юг. Население 1170 человек. Кочетово (до 1940-х гг. - Атамановка) - современное село, которое даже в период экономического кризиса сумело сохранить всю социальную инфраструктуру. В селе есть Дом культуры, средняя школа, детский сад, почта, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт (филиал кожу-унной больницы), музейный комплекс.

В совхозе "Шанган", аратско-крестьянских хозяйствах и на частных подворьях насчитывается около 5000 голов мелкого и 500 голов крупного рогатого скота, не считая свиней, лошадей и мелкой живности, вроде гусей и кур. А вот верблюд остался один.

Сергей Кузьмин Кочетов (1894-1957) уроженец Енисейской губернии. В 1921 г. командовал особым отрядом и принимал участие в разгроме генерала Баки-ча. В 1922-1924 гг. командовал чрезвычайным отрядом особого назначения (ЧОН) в Туве. Участвовал в боях под Москвой в составе тувинской конницы. Награжден орденом Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени, орденом "Знак Почета", тувинским орденом Республики. В 1946 г. был депутатом Верховного Совета СССР от Тувы.

Село Атамановка основано в 1909 г. русскими переселенцами в местечке Суг-Бажы, на плодородных землях Оюнарского кожууна, служивших местом летнего кочевания. Только путем подкупа урянхайских чиновников русским удалось получить эти земли. 28 марта 1918 г. в Атамановке был создан Совет крестьянских депутатов, который, в свою очередь, организовал небольшой красноармейский отряд под командованием Сергея Кочетова.

С 13-го по 16 августа 1921 г. в Атамановке, в местечке Суг-Бажы, проходил Все-тувинский учредительный хурал, провозгласивший образование Тувинской Народной Республики. Учредительный хурал принял первую Конституцию. 2 декабря 1921 г. на окраине села, под утесом Шандыг, произошло одно из последних сражений Гражданской войны. За разгром армии Бакича С.К. Кочетов был награжден орденом Красного Знамени.

В этом бою был взят в плен и известный алтайский художник Чорос-Гуркин. Как вспоминал сам Кочетов: "Подошел ко мне высокий, суровый лицом, похожий на хакаса пожилой офицер без погон, попросил оказать ему лекарскую помощь, если она имеется. Я сказал, что его вместе с ранеными отправят в село Усть-Элегест - там наш госпиталь. Дело в том, что имя Георгия Ивановича Гуркина тогда мне ни о чем не говорило. По документу он числился советником по национальным вопросам при штабе Бакича. Оружия он при мне не сдавал, возможно, он его не имел. Отпустил я его".

Гуркин Григорий Иванович (1870-1937), художник, пейзажист, ученик ИЛ. Шишкина, этнограф. Телеут (алтаец) из рода Чорос. Автор картин "Хан-Алтай", "Корона Катуни", "Озеро горных духов (Дены-Деръ)" и др. Один из вариантов "Озера горных духов" хранится в Красноярском музее им. ВИ. Сурикова. В 1921-1925 гг. жил в Туве, где создал циклы картин "Озера Тувы", "Енисей". В 1926 г. для Ленинградского геологического музея АН СССР подготовил серию картин "Геологическое строение Танну-Тувинских гор".

Историко-революционный музей (филиал Республиканского музея им. 60 богатырей). Кочетова, 15. Создан 4 сентября 1969 г. в доме, где с 13-го по 16 августа 1921 г. проходил первый Всетувинский учредительный хурал. Отсюда начинается летопись тувинской государственности. Здесь представителями всех кожуунов 14 августа 1921 г. была образована Тувинская Народная Республика и принята первая Конституция Республики Танну-Тува-Улус, установлен в Туве народно-демократический строй.

В Кочетове удалось реставрировать здание штаба партизанского отряда, в котором проходил первый учредительный хурал. Воссоздана обстановка того времени. Здесь хранятся исторические реликвии, связанные с этим событием.

Памятники. В Кочетове установлено 2 памятника. Надпись на первом гласит: "В местечке Суг-Бажы (с. Кочетово) Всетувинский учредительный хурал, проходивший с 13 по 16 августа 1921 г., провозгласил образование Тувинской Народной Республики".

Второй посвящен бойцам революции: "Вечная память партизанам Тувы, павшим за власть Советов в годы гражданской войны 1918-1921 гг."

Хову-Аксы

Телефонный код 252 (внутренний).

Гостиница. Первомайская, 13а. Тел. (252) 2 88, 1 26. 30 мест.

107 км от Кызыла. Дорога от Кочетова на юго-запад. Поселок металлургов и горняков основан в 1953 г., чуть севернее реки Элегест, в красивом месте у высоких скал. Комбинат в Хову-Аксы был главнейшей достопримечательностью Тувы. В поселке имелись больница, профилакторий, четырехэтажная школа, дворец металлургов, дом быта, спортивная и музыкальная школы. В 1940 г. пастух Хойтпак-оол нашел необычайно тяжелые камни с зернистой поверхностью и металлическим блеском, с розоватым оттенком - кобальт. Находка указала на большое месторождение, выходящее прямо на поверхность и простирающееся вглубь на 300-400 м. Началась разведка запасов, открылись новые жилы. Руда содержала кобальт, никель, медь, мышьяк и другие минералы, в том числе 2 неизвестных ранее. Им дали названия: турит и ховуаксит.

Кобальт - металл белого цвета с красноватым оттенком, ковкий, тягучий. Плавится при температуре 1490 °С и растворяется при комнатной температуре в царской водке и щавелевой кислоте. Сплав из железа, 50% кобальта и 2% ванадия применяется для изготовления постоянных магнитов радиорепродукторов, осциллографов, мембран телефонов. Из сплавов никеля, железа и кобальта делают детали трансформаторов, радиоаппаратуры. Стали, имеющие в качестве легирующей добавки кобальт, обладают высокой прочностью и повышают режущие свойства инструментов. Кобальтовые удобрения используются в сельском хозяйстве.

Кобальт - довольно редкий и дорогой металл. В 1957 г. на базе Хову-Аксынского месторождения на западном склоне хребта Кара-Хая, не считаясь с большой удаленностью от железной дороги, начали строить кобальтовый комбинат. Все оборудование для него завезли по Усинскому тракту. Первенец цветной металлургии Тувы - комбинат "Тувакобалът" - вступил в строй в июне 1970 г.

Продукция комбината - полиметаллический концентрат с повышенным содержанием кобальта, никеля, меди - вывозился за Саяны на специальные предприятия для выделения кобальта и других металлов. Процесс получения кобальта из этого концентрата сложен и дорог, поэтому выгоднее было доставлять концентрат из Хову-Аксы, чем из-за Саян. В 1990 г. производство на комбинате Тувакобалът" было остановлено. Сегодня принимаются меры по его возрождению, в частности, разработаны новые технологии, позволяющие получать из руд месторождения соли и металлические порошки кобальта.

Музей трудовой славы (филиал Республиканского музея им. 60 богатырей). Первомайская, 26. Создан 1 декабря 1977 г. при комбинате "Тувако-бальт". В экспозиции: материалы по истории создания и развития комбината. В 1991 г. заново оформлена экспозиция музея в новом, специально для него построенном здании.

В районе поселка Хову-Аксы найдены и исследованы древние рудники, относящиеся к эпохе бронзы и раннего железа. Но самая большая достопримечательность этих мест - большой могильник, состоящий из огромных каменных курганов скифского времени. Расположен он за поселком Ак-Тал, в высокогорной долине реки Хендерге. Насыпи окружены заметными и сейчас рвами, имеющими проходы в северо-западной и юго-восточной частях. В обширных грабительских воронках растут вековые лиственницы. Эти памятники никто не исследовал, но можно предположить, что под каждым сооружением - линзы вечной мерзлоты. Так же точно выглядели до раскопок знаменитые Лазырыкские курганы на Алтае, сохранившие в мерзлоте древние изделия из дерева, кожи, войлока и шерсти, выполненные в скифо-сибирском "зверином стиле". Некоторые здешние курганы превосходят алтайские своими размерами, может быть, и находки там будут не менее эффектные. Недалеко от Ак-Тала, в горной тайге расположены древние наскальные изображения. Сюда практически нет дороги, и проехать можно только на внедорожнике, разбирая завалы из валежника. Поднимаясь к вершине хребта, вы будете встречать на скальных плоскостях то отдельные рисунки животных, то целые сцены древней охоты, то загадочные композиции космогонического характера. Всех изображенных на скалах животных здесь можно встретить и теперь, особенно оставшись ночевать у таежного ручья, струящегося внизу.

Далее по автомагистрали Кызыл -Ак-Довурак

Магистраль идет по левому берегу Улуг-Хема. Каждый, кто едет в Шагонар или далее на север Тувы, обращает внимание на стоящие на левом берегу Улуг-Хема высокие, резко очерченные скалы. Далеко-далеко видны их вершины, и невозможно отвести от них взор. Куда бы ты ни смотрел, взгляд неизменно возвращается к вершинам Хайыракана.

Гора Хайыракан

Священная гора. В 105 км от Кызыла, на левом берегу Улуг-Хема, который течет здесь единым, очень широким и глубоким руслом, высится гора Хайы-ракан. Слово это, заимствованное тувинским из монгольского языка, означает - "небесный медведь" или "священная гора". В Туве несколько Хайы-раканов. Один - на левом берегу реки Тес-Хем, другой - на правом берегу реки Эрзин, но самый известный этот - на левом берегу Верхнего Енисея. Гора возвышается почти на полкилометра. Высокие, резко очерченные пепельные скалы притягивают взгляд. Старожилы расскажут вам полные мистики легенды о Хайыракане. Например, о месте, увиденном далай-ламой во сне и выбранном им для жертвенника - оказалось, что именно здесь захоронен древний старец, давший начало Урянхаю. Недаром здесь оваа - отсюда виден весь Улуг-Хемский кожуун.

По преданию, это место обладает особой мистической силой и способностью врачевания. Здесь тувинцы обращаются с просьбами к Будде и уносят у сердца горсть священной земли.

Эту гору освятил во время своего визита в Туву 21 сентября 1992 г. его святейшество далай-лама XIV, и об этом свидетельствует небольшая часовенка у шоссе, далай-лама XIV совершил молебен при большом стечении народа. Местные жители расскажут вам, как чудесным образом в день появления Далай-ламы (он прилетел на вертолете) промозглое, серое от низких облаков небо осветилось сияющим солнцем. У подножия горы примостилось село с таким же названием - Хайыракан.

Сорок Енисеев

Непосредственно ниже Хайыракана Улуг-Хем делится на множество проток, образуя живописные зеленые острова и песчаные косы, среди которых основное русло реки совсем теряется. Общая ширина протоки достигает здесь 5,5-6 км. Это место, как и на Бий-Хеме, носит название Сорок Енисеев.

Шагонар

115 км к западу от Кызыла. В 15 км от Хайыракана. Центр Улуг-Хемского ко-жууна. Население - 10150 человек.

Телефоные кодыЫ: 39436 (внешний), 236 (внутренний).

Администрация. 6682)0 Шагонар, Октябрьская, 1. Тел. 2 15 43.

Гостиница. Саяно-Шушенская, 3. Тел. 2 14 53, 1 12 53. 7 мест.

Шагонар - большой, по тувинским меркам, город; третий по численности населения после Кызыла и Ак-Довурака. Планировалось, что Шагонар станет основным производителем стройматериалов в Туве, в первую очередь высококачественного цемента, асбеста, железобетонных конструкций.

Первые двухквартирные дома здесь появились в 1973 г., после того как воды Саянского водохранилища затопили Старый Шагонар. Улицы с современными зданиями,правда, треть из них так и не достроена. В городе есть больницы, 2 школы, 3 детских сада, дома культуры, предприятие по заготовке и переработке древесины. Главная улица - Октябрьская. Она пересекает весь город и Здание кожуунной администрации идет параллельно Улуг-Хему. В центре, напротив кожуунной администрации, установлен бюст Т.Б. Кечил-оолу. Вся жизнь города сосредоточилась на небольшом рынке, расположенном все на той же Октябрьской улице. Справа от рынка - неплохое кафе (ул. Октябрьская, 33).

В городе есть небольшой музей, носящий имя Александра Даниловича Грача - археолога из Петербурга, возглавлявшего экспедицию по спасению археологических памятников в этом районе. В музее можно посмотреть некоторые находки из курганов, находящихся сейчас на дне "моря".

Саянское водохранилище образовано плотиной Саяно-Шушенской ГЭС. Вобрав в себя около 30 миллиардов куб.м воды, оно разлилось по руслам Енисея и Улуг-Хема более чем на 300 км и укрыло под водой множество островов, перекатов и самый грозный порог - Большой, который был почти непреодолимой преградой для судов. Ширина водохранилища от 0,5 до 2 км, но глубина большая, местами доходит до 200 м. На территории Тувы в водохранилище впадает много рек и речушек, среди них есть и значительные - Шагонар, Чаа-Холь, Хемчик. С появлением "моря" чаще стали дуть пыльные ветры, но, с другой стороны, стало много рыбы, и тувинцы приспособились ее ловить. Работают 2 бригады рыбаков.

К сожалению, на дне водохранилища оказались и значительные площади леса, бесценные памятники археологии, петроглифы, наскальные рисунки.

Дорога Чингисхана

На северо-западе Тувы и по сей день можно увидеть остатки сооружения, которое местное население называет "дорогой Чингисхана". Большая ее часть, к сожалению, скрыта под водами Саяно-Шушенского водохранилища. Но в районе Шанчы кое-что еще сохранилось. Монументальная кладка из каменной плитки, хорошо укрепляющая дорогу, проложенную по отвесным обрывистым кручам над Енисеем, и сейчас производит впечатление на каждого, кто посещает эти места.

Путешественники прошлого обращали внимание на эту достопримечательность и приводили ее описание. Так, англичанин Д. Каррутерс в 1914 г. сообщал следующее: "Между Джакульской (ныне Чаа-Хольской) долиной и рекой Хемчик мы нашли хорошо сооруженную большую дорогу, шириной 6 ярдов, поднятую над уровнем окружающей ее степи, с канавами по обеим ее сторонам. Полотно этой дороги было так же ровно и так же хорошо укатано, как и на любой английской большой дороге. Проходящие караваны, которые обычно оставляют позади себя ряды глубоких, параллельно тянущихся небольших впадин, образуемых ногами лошадей или верблюдов, следующих обычно друг за другом гуськом, на поверхности этой дороги не оставляли никакого следа. Она тянется с прямолинейностью былых римских дорог между двумя вышеупомянутыми пунктами, на протяжении приблизительно 50 миль. Нам представляется, однако, маловероятным, чтобы объем торговли здесь когда-либо мог достигать таких размеров, чтобы потребовалось даже сооружение для этого особо огромного пути. Назначение этой дороги остается для нас необъяснимым". Путешественники пытались как-то осмыслить и истолковать происхождение дороги, они высказывали сомнение в том, что к этому причастен Чингисхан. Прокладка дороги через гладкую и сухую степь, по которой в любое время года можно проехать, как по мостовой, кажется в настоящее время совсем бессмысленной. Л.Р. Кызласов пришел к выводу, что так называемая дорога "на деле являлась не чем иным, как длинной оборонительной стеной (со рвом с северной стороны), которая была сооружена в местах, не имеющих естественных преград". Известный исследователь Тувы С.И. Вайнштейн считает, что это сооружение "фактически является средневековым оборонительным валом значительной протяженности".

Действительно, в равнинных районах стена связывала единой линией полтора десятка уйгурских укрепленных городищ У1И-1Х вв. Однако на горных склонах в Саянском каньоне Енисея, выше устья Хемчика на значительных участках вдоль берега "дорога Чингисхана" представляет собой кочевую тропу, а не фортификационные сооружения. Вдоль тропы встречаются искусственно созданные пещеры, где и в наши дни можно укрыться в непогоду. Возможно, ими пользовались воины сторожевых гарнизонов, охранявших береговую линию в период бурных событий конца I тыс. н.э.

Название "дорога Чингисхана" условно и к реальной исторической личности основателя Монгольской империи XIII в. отношения не имеет. Имя завоевателя, покорившего многие страны и народы, вписавшего в их историю самые кровавые страницы, запечатлелось в памяти поколений на многие века. В Центральной Азии в эпоху средневековья возник культ объединителя монгольских племен, ставшего согласно шаманским воззрениям гением-хранителем монголов. Согласно преданию, он научил монголов сеять пшеницу, устраивать оросительные каналы, установил ряд свадебных обрядов. Легенда гласит, что он ввел обычай выделения молодых бычков из стада, изобрел водку, кумыс, табак и т. д. Поэтому неудивительно, что загадочное древнее сооружение, которое известный русский путешественник Г.Е. Грумм-Гржимайло образно назвал "не сокрушенное временем шоссе", получило в народе название "дороги Чингисхана". Вдоль дороги, на скалах, встречается много древних петроглифов.

Урочище Мугур-Саргол

На берегу Улуг-Хема, примерно посередине между устьями речек Чаа-Холь и Хемчик, расположено урочище Мугур-Саргол, труднодоступное и малопосещаемое. При проведении топографической съемки в зоне затопления проектируемой Саяно-Шушенской ГЭС археологи

зафиксировали и изучили здесь тысячи ценных в научном и художественном отношении петроглифов - рисунков, выбитых на каменных плоскостях.

Особенно интересны были изображения алтарного комплекса Мугур-Саргола, расположенного в центре святилища. Наиболее характерный сюжет - это

изображение личин-масок. Их здесь насчитывается около 250 (из 300 известных в верховьях Енисея). Петроглифы должны были скрыться под водами рукотворного моря Саяно-Шушенской ГЭС, но 50 каменных плит были вывезены в Кызыл. Спасали петроглифы ученые, геологи, животноводы. В 30-градусный мороз бурили в скале отверстия и отрывали пятитонную "картину" от горы. Сейчас эти плиты установлены перед зданием Института гуманитарных исследований (бывший ТНИИЯЛИ, Кызыл, Кочетова, 4).

Буддийская часовня

Затопленным оказался и другой памятник - буддийская часовня XIII в., высеченная в скале в виде ниши. Часовня была расположена на левом берегу реки Чаа-Холь, недалеко от поселка Урбюн, на высоте 4 м от подножия горы Суме. Ниша имела высоту 1 м, ширину - 60 см, а глубину - 86 см. На сером камне задней стенки ниши искусной рукою древнего мастера выбито барельефное изображение Будды и двух бодхисатв в устрашающих позах. Во время понижения уровня воды в водохранилище ниша видна.

На сопке напротив ниши относительно недавно была возведена небольшая буддийская часовенка.

Гора Сыын-Чурек

На 150-м км трассы Кызыл - Ак-Довурак, с левой стороны, возвышается среди степной равнины гора Сыын-Чурек (в переводе с тувинского - "маралье сердце"), напоминающая своими очертаниями пирамиду. На южной и юго-восточной стороне горы можно увидеть около 300 выбитых рисунков: изображения тигров, лошадей, козлов, антилоп, людей, а также рогатые личины и солярные знаки. У восточного склона горы расположен обширный курганный могильник, около 20 курганов уже раскопаны археологами. В пяти из них находились погребения людей, а семь оказались поминальными сооружениями. Курганы имели округлые каменные насыпи; два были вплотную окружены кольцами из поставленных на ребро каменных плит (что указывает на сохранение традиций предшествующей культуры). В прямоугольных могильных ямах погребенные лежали на спине, в вытянутом положении, некоторые - головой на каменных плитах-"подушках". Почти у каждого погребенного рядом с головой были поставлены глиняный горшок или миниатюрный металлический сосуд, вероятно с пищей. В курганах были похоронены мужчины-воины. Об этом свидетельствовали найденные рядом с телами остатки деревянных копий с железными наконечниками, железные пластинки панцирей и наконечники стрел. С погребением умершего члена рода были связаны поминальные обряды, проходившие, вероятно, через какое-то время после похорон: тризна и разжигание огня. Для покойного на месте тризны оставляли сосуды с пищей, поверх которых и сооружался курган. Памятники этого обряда - поминальные курганы - были раскопаны в Сыын-Чуреке, и почти в каждом из них найдены следы кострищ и сосудов.

Миновав красивый, заросший лесом перевал, мы попадаем в долину Хемчика - одной из крупнейших рек Тувы. На спуске с перевала, по обеим сторонам дороги, можно видеть несколько крупных курганов скифского времени, в прямоугольных оградах с вертикальными стелами, отмечающими вход. Не въезжая в город Чадан, нужно свернуть влево и доехать до поселка Ба-жын-Алаак. На краю поселка расположено одно из уйгурских городищ. Здесь же находится знаменитый на всю Туву Верхнечаданский хурээ - храм из сырцового кирпича, единственный, от которого что-то сохранилось после "культурной революции". Сейчас храм восстанавливают.

Чадан

225 км к западу от Кызыла. Центр Дзун-Хемчикского кожууна. Население 8,7 тыс. человек. Расположен в западной части Тувинской котловины, на реке Чадан (бассейн Хемчика), на автодороге Кызыл - Ак-Довурак. В 1878 г. был организован Нижнечаданский хурээ, а в 1907 г. - Верхнечаданский. В 1929 г. в обоих монастырях жили и отправляли службы 350 лам. Сейчас ведется восстановление обоих монастырей. Близ Чадана ведется добыча угля. Основная отрасль промышленности - пищевая. В городе есть предприятия по обработке и заготовке древесины.

Телефоннык коды: 39434 (внешний), 234 (внутренний).

Администрация. 668110, Чадан, Ленина, 42. Тел. 2 12 05.

Чаданский краеведческий музей им. Буян-Бадыргы. Ленина, 33. В экспозиции музея 3 основных направления: история создания Верхне- и Ниж-нечаданского хурээ, история жизни и деятельности Буян-Бадыргы и стенды, посвященные известным землякам чаданцев, например Сергею Шойгу.

Гостиница. Победы, 1. Тел. 2 11 31. 25 мест.

Столовая "Буян". Чурмет-Дажы, 97. Работает с 9.00 до 18.00.

Кафе "Северянка". Ленина, 33. Работает с 9.00 до 18.00.

Устуу-Хурээ

Находился в урочище Чайлаг-Алаак, в долине Хемчика, на правом берегу реки Чадан, в 7 км севернее Чадана, у дороги, ведущей в поселок Бажин-Алаак. Для его строительства была выбрана живописная долина в трех верстах от ставки Хемчикского нойона Хайдыпа.

Устуу-хурээ - буквально "верхний хурээ", один из двух крупнейших храмовых комплексов, находившихся на территории Даа-кожууна, который включал в себя больше половины территории Тувы и считается колыбелью государственности тувинцев. Монастырь был одним из самых богатых, но отнюдь не самым большим. Цокчин (главный храм) был построен в 1905-1907 гг. богатым, влиятельным и очень честолюбивым нойоном Хайдыпом. Строительство осуществлялось под руководством и по проекту специально приглашенного тибетского ламы Кунтана Римпоче и при участии китайских мастеров. Население кожу-уна, обложенное дополнительными денежной и натуральной повинностями (лес для строительства, тяговый скот), непосредственно участвовало и в самих строительных работах: каждый сумон в назначенный день выставлял определенное число людей, готовивших раствор, сооружавших опалубку, ставивших леса и т.д. Проект монастыря тибетского образца привез в 1905 г. Кун-тан Римпоче, однако некоторые утверждают, что это типичная монгольская постройка, соединившая в себе архитектурные приемы Тибета и Китая. Скошенный низ типичен для тибетских построек, а легкий деревянный павильон второго яруса - для китайских. Устуу-хурээ стал венцом буддийского строительства в Туве. Подобного ему не было не только в Туве, но и на территории всего бывшего Союза. В 1930 г. после принятия специального постановления Устуу-хурээ был закрыт, а в 1937 г. - разрушен. До 1956 г. работала молельная юрта. Последний лама привез буддийские атрибуты в Республиканский краеведческий музей в Кызыле, где они находятся до сих пор. От главного храма остались только мощные, полутораметровой толщины глинобитные стены первого этажа, которые и сейчас возвышаются посреди обширного луга. В 1999 г. правительство России, признавая историческую и архитектурную ценность уникального храма Устуу-хурээ, приняло решение о его восстановлении. Учитывалось и то, что здесь находилось родовое имение Буян-Бадыргы, разделившего участь поруганного храма - он был расстрелян и до сих пор не реабилитирован. Завершение работы планируется на 2004 г.

Идею восстановления хурээ поддержали музыканты. Они организовывают в Чадане ежегодный фестиваль живой музыки "Устуу-хурээ", привлекая тем самым внимание, а также и средства для восстановления храма и обучения лам. III фестиваль живой музыки "Устуу-хурээ" прошел с 5-го по 8 июля 2001 г. В фестивале приняли участие 25 музыкальных коллективов и исполнителей, обладатель Гран-при прошлого года группа "Чаргы-Хая", народный хоомейжи Кон-гар-оол Ондар, Аяс Данзырын, Андрей Монгуш, ансамбль "Саяны", группа "Интернат" и другие. Также были гости - музыканты из Японии и Америки, Москвы, Волгограда и Абакана. Японский лама, играя на гитаре на улице, собрал 400 долларов пожертвований для храма.

Озеро Сут-Холь

Если поехать из Чадана направо, к Хемчику, то за селом Бора-Тайга взору откроется очень красивое озеро Сут-Холь (в переводе с тувинского "Молочное озеро"). Оно расположено в отрогах Западного Саяна, на высоте 1801 м над уровнем моря. Длина с запада на восток 8 км. Вода в озере пресная и очень прозрачная, сравнимая со знаменитой байкальской. Озеро богато планктоном в нем много рачков-бокоплавов - излюбленной пищи байкальского омуля мальков которого запустили сюда ихтиологи вместе с мальками монгольского хариуса, рипуса, ряпушки. Близ озера виднеется округлая лесистая гора Бора-Тайга, а на юге - купол Кызыл-Тайги, с которого открывается великолепный вид на Хемчикскую котловину. На берегах озера поднялись разлапистые лиственницы стройные ели, красавцы кедры, часто они подходят к самой воде. Летом озеро окружено юртами животноводов - это место летнего пастбища. Здесь и стар и млад знает о существовании в озере, на памяти пяти-шести последних поколений, чудовища, подобного Лох-Несскому, - озерного Синего Быка.

На востоке из Сут-Холя вытекает речка Холь-Ожу. Необычайно красиво ущелье с желтыми скалами, по которому река стремительно несется вниз, образуя местами водопады. Недалеко от Сут-Холя бьет радоновый аржаан Улуг-Доргун. Температура в источнике - 4,2 °С. Летом у источника живут отдыхающие в 4 стационарных деревянных домиках и в палатках.

Алдан-Маадыр

Это село - одно из самых святых мест для тувинцев. Именно здесь 1883-1885 гг. произошло "восстание 60 богатырей" - самое крупное выступление аратов против маньчжурского гнета и местных феодалов. Расположено на реке Хемчик. Каменным кольцом его обступили горы, над которыми возвышается семиглавый Кара-Даг, ставший крепостью для горстки отважных беглецов. Конечно же большинство жителей Алдан-Маадыра считает себя потомками отважных аратов.

Правители Тувы в прошлом всячески насаждали мысль, что восставшие были не носителями идей национального освобождения, а лишь обыкновенными кайгалами и скотокрадами, нарушителями закона. Но народная память хранила иное и донесла до нас отзвуки драматических событий 1883-1885 гг. - через песни, легенды и предания. Имена руководителей восстания увековечены в названиях местностей Тувы, например, имя вожака восставших Дажымы носит горный хребет между Барлыком и Час-Адыром.

Подлинное значение подвига восставших долгое время затенялось унизительным названием "Алдан-дургун", лишь в 1941 г. власти Тувинской Народной Республики в официальных актах постановили: "Впредь называть не "шестьюдесятью беглецами" шестьдесят революционных людей, восставших в 1883 г. в Хемчике против внутренних и внешних врагов, а "Алдан-маадыр" - шестьюдесятью богатырями, и установить памятники на местах их стоянок-лагерей". В 1942 г. Государственный краеведческий музей в Кызыле получил имя 60 богатырей. Это подняло значение подвига аратов, положило начало интенсивному сбору материалов о том времени и о повстанцах.

Памятник "Алдан-Маадыр", установлен в 1993 г. в честь 110-летия со дня восстания в степи Оргу-Шол на месте лагеря повстанцев, откуда видна семиглавая гора Кара-Даг. Памятник выполнен в виде огромного металлического колчана для стрел. На памятнике - 68 имен восставших, выложенных из металла. Автор памятника - талантливый народный мастер из села Алдан-Маадыр, тогда - газосварщик, а ныне глава администрации села, Ортун-оол Эртине-евич Сарыглар. Им же на перевале в сторону реки Ак выполнено силуэтное изображение всадника на коне, скачущего во весь опор.

Музей (филиал Республиканского музея им. 60 богатырей). Музей основан в 1991 г. и, кроме небольшой экспозиции о природе Сут-Хольского кожууна, посвящен истории восстания 60 богатырей, а также современности. На стендах живописные полотна, рассказывающие о восстании: "На горе Кара-Даг" Г. Суз-дальцева, "Восставшие" С. Сарыг-оола, "Перед казнью" В. Тас-оола. В витринах кремневые ружья, которыми пользовались восставшие, пороховницы и др. Богатая коллекция мастеров-камнерезов из агальматолита. Среди них работы X. Дойбу-Хаа, X. Мижит-Доржу, X. Монгальби, С. Норбу, X. Хуна, С. Когел.

Дырявая скала (Утткг-Хая)

Не доезжая 27 км до Кызыл-Мажалыка находится редкое творение природы - Дырявая скала. Остановитесь на автодороге, ведущей в Кызыл-Мажалык, у километрового столба на 273-м км и посмотрите налево. Вы увидите гору с большим каменным гребнем, а почти на вершине гребня - большую выемку. У основания гребня чуть ниже этой выемки зияет черное пятно. Пройдите по асфальту метров десять, и вы обнаружите, как чернота пятна наполняется светом (особенно в солнечный полдень). Пройдите еще метров 20-30, и светлый "глаз скалы" снова закроется.

Теперь вы совершенно точно знаете, куда вам идти. Только не спешите - пройдите по асфальту назад 300 м: там начинается грунтовая дорога, ведущая вас прямо к цели. У подножия горы - каменный карьер, до него от асфальта - 400 м. А дальше - крутой подъем по скальным выступам; и, хотя правее к вершине поднимается лог, лучше идти по гребню: почти все время видна цель. Подъем становится все круче, кое-где приходится карабкаться на четвереньках. На голых каменистых склонах чудом держатся низкорослые корявые лиственницы, в маленьких ложбинках растет живучая карагана, рядом - привыкший к суровым горам рододендрон, и повсюду - неприхотливый ковыль. 45-60 мин. - и кручи преодолены. Вот и зияющее отверстие. Оказывается, оно совсем не такое маленькое, каким казалось с дороги, и гребень, который мы видели снизу, превратился здесь в неприступную стену высотою до 15 м. У основания этой стены - арка шириною 5 м и высотою 3,5 м. Сыростью и прохладой веет изнутри. Ход протянулся на 23 м, сквозь всю стену; до потолка - 6 м, ширина каменного коридора - 11м. Ветер, жара, мороз, снег, дождь, солнце долго трудились, чтобы создать в известняковой породе это убежище для горных козлов и диких голубей.

За 8 км до поселка Кызыл-Мажалык - маленькое село Шекпээр. Оно известно тем, что здесь родился первый президент Республики Тува Ооржак Шериг-оол Дизижикович. Здесь и сегодня живут его ближайшие родственники.

Кызыл-Мажалык

300 км от Кызыла. Центр Барун-Хемчикского кожууна.

Телефонные коды: 39441 (внешний), 241 (внутренний).

Администрация. 668040Кызыл-Мажалык, Буян-Бадыргы, 40. Тел. 2 18 61.

Барун-Хемчикский Кожуунный музей. Юбилейная, 2, кв. 2. Тел. 2 14 27. Заведующий Майны Биче-оол Салчакович. Сотрудники музея организуют познавательно-археологические туры (Сары-Даш, Дон-Терезин, Кижи-Кожээ).

Ничем особо не примечательный поселок, остановиться в котором стоит разве что ради пополнения запасов провизии. Интересующиеся буддизмом в Туве могут пообщаться с Дашдэндэвом Цогбаатаром - председателем местной буддийской организации "Лопсан-Чимит" (Хомушку Чургуй-оола, 60).

Далее по трассе

Вернувшись на трассу и переехав через Хемчик, мы опять оказываемся на распутье. Влево уходит дорога на Тээли, и если мы не торопимся покидать Туву, то можно поехать по ней, осматривая скалы с древними рисунками и курганы, вытянувшиеся цепочками по степи. Сам райцентр Тээли стоит на большом могильнике, от которого, к сожалению, мало что осталось. Этот район называется Бай-Тайга, что значит - богатая, байская тайга. Действительно, этот край очень богат - и красотами природы, и памятниками старины. Еще он знаменит своими камнерезами - мастерами, вырезающими из здешнего мягкого камня агальматолита традиционные фигурки животных и людей. Особенно ценятся вырезанные из камня шахматы. Если проехать далеко в глубь района, к озеру Кара-Холь, то можно попасть в край древнетюркских могильников с их балбалами.

Каменное изваяние "Чингисхан"

Одним из самых интересных памятников древних тюрков Тувы являются каменные изваяния (по-тувински - кижи-кожээ) - скульптурные изображения воинов с ритуальными сосудами в руках. На тувинских степных просторах и в горных долинах было около 200 таких изваяний, являющихся предметом поклонения. Тувинцы твердо верят в их силу, в то, что они могут принести пользу или причинить вред. К сожалению, многие изваяния безвозвратно утрачены. Часть их была выкопана и установлена при Республиканском краеведческом музее в Кызыле. К счастью, сохранился один из самых интересных экземпляров - по сей день стоит в степи, недалеко от горы Бижигтиг-Хая, близ Кызыл-Мажалыка, изваяние, именуемое в народе "Чингисхан".

Английский путешественник Д. Каррутерс остроумно заметил, что эти каменные фигуры сходны "с любым полковником британской армии, как по хорошо расчесанным усам, так и по настоящей военной выправке". Фигура могучего воина с широкоскулым лицом высечена из красноватого гранита и поражает крупными размерами, реалистичностью трактовки,

тщательностью изготовления. Глядя на нее, трудно поверить, что этому воину более 1200 лет. Естественно, к грозному завоевателю Чингисхану он никакого отношения не имеет, так же как и "дорога Чингисхана" в Чаа-Хольской долине. Но в народном сознании все неясное и величественное, дошедшее из глубины веков, связано с именем объединителя монгольских племен и самого известного монгола.

Памятник хорошо сохранился, и поэтому его изображение часто используется для оформления обложек книг и туристических буклетов (в частности, известной туристической фирмы "Саянское кольцо").

Как проехать к "Чингисхану"

Подъезжая к Кызыл-Мажалыку со стороны Чадана, минуем кольцевую развязку. Одна дорога уходит на Ак-Довурак, а мы поедем прямо, мимо двухэтажного заброшенного здания бывшего универмага, сразу за ним - поворот налево, и дальше ровно 8 км. Доезжаем до первой группы ивовых деревьев, которые будут с правой стороны, вдоль них тянется какая-то канава (на самом деле это заброшенный оросительный канал). В 300 м за этими деревьями, посреди поля, мы и увидим каменного "Чингисхана".

Он стоит лицом к горе Бижиктиг-Хая, которая, в свою очередь, является весьма интересным объектом для туристов. Дело в том, что на горе имеется более 300 петроглифов бронзового века. Наибольший интерес у ученых вызывают изображения быков, сцены охоты, а также великолепно выполненное, огромное (высота около 70 см) изображение орла, перья которого переданы в мельчайших подробностях. Название горы переводится как "расписанная скала". Здесь же есть высеченная в скале ниша с изображением Будды, сидящего в окружении облаков, драконов и птиц, датированным 1358 г.

Ак-Довурак

306 км от Кызыла. Население 13,4 тыс. человек. Город республиканского подчинения, расположен на левом берегу реки Хемчик, левого притока Енисея. В 1950 г., в связи со строительством комбината "Туваасбест", был построен поселок, в 1964 г. преобразованный в город. Автодорога, проходящая через Западный Саян, соединяет Ак-Довурак с Абазой (Хакасия). В городе действует Ак-Довуракская ТЭЦ, трикотажная фабрика. Есть гостиница, музей.

Телефонный код: 233 (внутренний).

Администрация 668045 Ак-Довурак, Юбилейная, 3. Тел. 11 39.

Гостиница. Центральная, 6, Тел. 1048, 13 86. 110 мест.

Вся история Ак-Довурака связана с открытием, разведкой и разработкой месторождения асбеста. Тува сейчас выступает самостоятельным экспортером в Иран, Индию, Беларусь и другие страны по единственной статье - высокосортному хризотил-асбесту текстильных сортов.

Асбест

Асбест (греч. а5Ъез1о$, буквально - неугасимый, неразрушимый) - название, объединяющее группу тонковолокнистых минералов из класса силикатов, образующих сложенные тончайшими, гибкими волокнами агрегаты. Тувинцы называют его "даг-дугу" (шерсть горы, горный лен). Он несгораем, плавится при температуре 1500 "С, эластичен, прочен на разрыв, его можно прясть. Цвет хризотил-асбеста - светло-зеленый, иногда золотистый и серебристо-белый, с шелковистым блеском. Ак-Довуракское месторождение содержит лучшие сорта хризотил-асбеста России.

Местное население давно знало об асбесте Ак-Довурака и использовало его для обмазывания печек, чтобы не растрескивалась глина. В 1892 г. русские крестьяне Хаиров и Кононов, работники купеческой фактории, нашли асбест на горе Кара-Даш, в 4,5 км от левого берега Хемчика. Они подали заявку о находке. Узнав о новом месторождении, польский инженер Синицкий из Варшавы пустился в далекий Урянхай, не побоявшись лишений и трудностей. Нойон

Даа-кожууна за право разработки асбеста запросил с него солидную сумму. В 1904 г., подыскав инженера - специалиста в асбестовой промышленности, закупив необходимое оборудование и продовольствие, Синицкий прибыл на Хемчик, надеясь выгодно продать заявку и инструменты французским предпринимателям. Однако прийти к соглашению с упрямым нойоном не удалось, и Синицкий был вынужден продать все оборудование по дешевке и уехать восвояси.

В 1912 г. русскому промышленнику К.И. Иваницкому удалось подписать договор с нойоном Даа-кожууна Буян-Бадыргы. За 1000 рублей ежегодно он арендовал участок длиною 5 верст и шириною 3 версты в районе Ак-Довурака. По условиям договора он получил монопольное право на разработку асбеста. Однако политическая обстановка помешала Иваницкому воспользоваться выгодным договором.

В 1932 г. по просьбе правительства ТНР Западносибирский геологоразведочный трест направил на Хемчик экспедицию, состоявшую из геологоразведочного, геолого-поискового и топографического отрядов под руководством П.М. Татари-нова. Запасы асбестовой руды были определены геологами в 272,9 млн т. В 1951 г. здесь началось строительство крупного промышленного предприятия: были построены лесопильный цех, деревянный мост через Хемчик, начали рыть котлован под здание обогатительной фабрики. Но в конце 1953 г. стройка была законсервирована и возобновилась лишь в 1958 г., но зато в ранге "всесоюзной ударной комсомольской".

16 июля 1963 г. комбинат, который еще продолжал строиться, дал первые тонны "горного льна".

Добыча руды идет открытым способом, взрывов нет - сейчас дорабатываются запасы в балансовых отвалах. На дробилках руда разбивается, дробится и растирается на мелкие фракции. Из потоков измельченной руды распушенное волокно асбеста отсасывается воздухом, освобождается от пыли и мелких камешков. В цехе обогащения высокосортных руд получают 7 сортов асбеста, в зависимости от длины волокна.

22 апреля 1976 г. государственная комиссия подписала акт о приеме в эксплуатацию второй очереди комбината "Туваасбест" мощностью 205 тыс. т каменного волокна в год. Предприятие было построено по последнему слову техники, были созданы все условия для высокопроизводительного труда. К сожалению, асбестовый комбинат так и не достиг своей проектной мощности - 120 тыс. т асбестового волокна в год - и даже в лучшие годы вырабатывал только 70-90 тыс. т. В настоящее время приходится говорить не о дальнейшем развитии комбината, а о его возрождении.

Историко-геологический музей асбестовой промышленности Тувы (филиал Республиканского музея им. 60 богатырей). Центральная, 10. Создан 10 октября 1967 г., первоначально при комбинате "Туваасбест", по инициативе главного геолога И.И. Скобелина. Экспонаты музея в основном рассказывают об истории разведки, геологии Ак-Довуракского месторождения асбеста, о создании и развитии первого асбестового комбината в Туве. Здесь экспонируются фотографии строительства комбината, образцы отечественных и зарубежных руд, продукция, получаемая с применением асбеста. Интересен экспонат, объясняющий название города Ак-Довурака. Это - глыба магнезита, минерала снежно-белого цвета, используемого в металлургии для изготовления огнеупорных кирпичей. Минерал этот, встречающийся в окрестных горах, называется у тувинцев "ак-довурак", т.е. "белая земля".

В 38 км от Ак-Довурака, в селе Барун-Хемчик есть небольшой, но очень интересный музей петроглифов, которые обнаружены в окрестностях Барун-Хем-чика на черном камне.

Западная Тува

Западная Тува - наиболее густонаселенная территория республики, коренные жители которой до сего дня сохранили древние обычаи и традиции: живут животноводством, охотой, почитают родоплеменные связи, исповедуют шаманизм. Но в то же время западные тувинцы не обойдены цивилизацией: здесь введен в строй и эксплуатируется горно-обогатительный комбинат "Туваас-бест", Чаданский угольный разрез, автодорога Ак-Довурак - Абаза (240 км), ЛЭП от Назаровской ГРЭС.

Мировоззрение западного тувинца определяется, в первую очередь, окружающей его природой: высокие горы, дремучая тайга, быстрые горные реки, заоблачные озера, древние курганы. И потому здешние жители поклоняются духам высоких гор: Бай-Тайге (3129 м), Кызыл-Тайге (3121 м), Монгулеку (3488 м) и многим другим вершинам.

Западная Тува окружена с севера Западным Саяном, с запада - Шапшальским хребтом, с юга - хребтами Цаган-Шибету и Западный Танну-Ола. Многие вершины покрыты ледниками, долины горных рек глубокие. Этот край - Мекка любителей пеших путешествий и альпинистов. Пик массового развития туризма на маршрутах Западной Тувы приходится на 70-е гг. - тогда здесь были проложены десятки маршрутов 1У-У категорий сложности. Ежегодно красноярские альпинисты готовятся к покорению вершин Гималаев, штурмуя скально-ледовые стены горы Кызыл-Хая и Монгулека. Всего в Западной Туве более 80 "трехты-сячников". Турбаз и лагерей в горах пока нет, и выходы на маршруты осуществляются из поселков Шуи и Бай-Тал, где можно пополнить запас продуктов и приобрести бензин. Что касается транспорта - можно попросить помощи у местных водителей или арендовать лошадей у пастухов. Ближайший подъезд - по автодороге Ак-Довурак - Абаза - Абакан. Расстояние 416 км.

Река Хемчик

Хемчик - горная и полноводная река протяженностью 310 км. О ней сложено много песен, легенд. Народ любовно называет Хемчик "младшим братом Улуг-Хема", "маленькой колыбелью Тувы". Начинается река с восточных отрогов Шапшальского хребта, в глубокой, вспаханной древним ледником и усеянной обломками скал и крупными валунами долине, дно которой украшает ожерелье из 12 небольших аквамариновых озер, последнее из которых и дает начало Хемчику. Хемчик всюду красив, но особенно - среди утесов, где он несется первые 10 км. Затем долина расширяется, по левому берегу щетинится лес, вдоль правого - высятся исполины утесы, один другого живописнее. Вода в реке идеально прозрачная - на дне виден каждый камушек. Тропинка вьется вдоль берега между громадными валунами, лепится по краю утеса, прижимается к скалам и - приводит к очередному броду. Будьте осторожны! Хемчик-ские броды непостоянны: там, где месяц назад можно было безбоязненно переправиться через водный поток, сегодня можно сорваться в яму.

Горы на левом берегу постепенно переходят в Алашское плато. Хемчикская котловина безлесна, только по берегам Хемчика и его притоков видны тополя и лиственницы. Ширина долины - от 1 до 10 км. На этом участке Хемчик течет множеством проток, образуя наносные острова, косы и отмели; вода становится мутной и желтой от ила. Скорость течения значительная, и река легко размывает мощную толщу собственных отложений и часто, даже в течение одного сезона, меняет русло. Летом бывают сильные паводки.

Ниже впадения левого притока - реки Алды-Ишкин - долина сужается.

Легенда об утесе Кыс-Халыыр

За поселком Ийме над Хемчиком поднимается скала Кыс-Халыыр. Легенда повествует, что некогда близ нее кочевал бедный арат, у которого не было даже захудалой козы. Зато в его черной дырявой юрте выросла дочь-красавица. Приглянулась она Кастапаю, сыну бая Ирикпея, и он женился на ней. Но Кастапай жестоко обращался с женой, и она сбежала к отцу. Но Кастапай нашел ее, вернул домой и, привязав к кольям, приказал слугам стеречь. А сам уехал пировать к соседям. Молодой женщине снова удалось бежать. Возвратившись домой, муж и тесть ринулись за ней в погоню и настигли беглянку на вершине высокой скалы. Глянула бедняжка вперед - Ирикпей перед ней, метнулась назад - Кастапай грозит плетью.

"Бедная я, бедная! - воскликнула девушка. - Они хотят убить меня! Лучше ты, мой любимый Хемчик, прими меня!"

И она прыгнула в реку. Хемчик подхватил девушку и вынес на противоположный берег. В страхе бросились бежать Ирикпей и Кастапай, решив, что она - колдунья. В память о девушке народ назвал утес Кыс-Халыыр, что дословно значит "девушка прыгнула".

За селом Ийме Хемчик устремляется в ущелье в отроге хребта Хор-Тайга. Близ устья реки Шом-Шум русло сужается до 30 м. Неподалеку от устья левого притока Танмалыка шумит полукилометровый порог, с падением в 4 м. Перед порогом - спокойный тихий плес. Скорость течения в пороге до 6,2 м/с. Весь в бурунах, в белой пене, мечется Хемчик, с ревом и грохотом несутся валы, обдавая мириадами брызг торчащие из-под воды огромные камни. Последний десяток километров, вплоть до Саяно-Шушенского водохранилища, водный поток буквально заточен в каменный коридор, сумрачный и сырой даже в самый знойный день. Хемчик известен своим неукротимым нравом: во время летних паводков уровень воды в нем поднимается от 1,5 до 6 м, после обильных дождей течение тащит по дну большие камни, сносит деревянные мосты, обрушивает берега, порой меняя русло, а в январские морозы река дымится полыньями, образуя выходящие из берегов наледи. В Хемчике водятся: хариус, ленок, налим, таймень, а в окрестных лесах - маралы, косули, лоси, кабаны, волки, зайцы, бурундуки. В пойменных зарослях гнездится множество разных птиц. Площадь бассейна Хемчика - 27315 кв.км. Каждую секунду река отдает Енисею 150 кубометров воды. Устье его расположено на высоте 508 м над уровнем моря - это самое низкое место в Туве.

Сплав по реке Алащ

Полевому притоку ХемчикарекеАлаш и до впаденияХемчика в водохранилище (около 180 км). Маршрут IV категории сложности можно пройти за 12 дней. До исходного места - селения Кара-Холь - можно добраться автомашиной из Кызыла, Абакана или Абазы. Воды Саянского водохранилища, приняв Хемчик, втягиваются в узкое и глубокое ущелье, прорезанное Улуг-Хемом в Хемчинском хребте Западного Саяна. Именно здесь великая сибирская река вступает в пределы Красноярского края уже с именем Енисей.

Кызыл даг

48 км от Ак-Довурака. Маленькое тувинское село, затерявшееся среди гор, но известное не только в Туве, но и далеко за Саянами. Судите сами: Кызыл-Даг дал Туве 18 камнерезов - членов Союза художников России. Среди них - 4 лауреата Государственной премии РФ им. Репина, один народный художник России и 3 заслуженных художника Тувы. Фигурки животных, созданные бай-тайгинскими мастерами из агальматолита, который тувинцы называют чонар-даш - "мягкий камень", побывали на выставках во многих странах мира.

Главной достопримечательностью Кызыл-Дага считается буддийский храм, первым возведенный в 1990 г. в ознаменование возрождения буддизма в Туве. Местные художники-камнерезы Саая Когел и Сергей Кочаа начали строить в Кызыл-Даге камнерезную мастерскую для школьников. Министерство просвещения Тувы выделило часть денег, а чтобы привлечь к строительству народ, было решено на втором этаже построить хурээ. Все работы были завершены за 7 месяцев. Обряд освящения совершил бывший лама Куулар Шамбай-оол, учившийся в свое время в Верхнечаданском хурээ. Доржу Салчак, сын местного ламы, рассказал землякам о тайнике в пещере и о завещании своего отца. В результате новый хурээ обрел все необходимое для храма: книги, медные тарелки и чаши, бубен, хорошо сохранившиеся сутры, стрелу, символизирующую священный нож Бурбу, лампадку и даже масло к ней... Помещение храма украсили художники: член Союза художников Хеймер-оол Донгак создал скульптуру буддийского божества; заслуженный художник РСФСР Дон-дук Дойбухаа вырезал из агальматолита Сагаан Тарийеге - Белую Тару; всю роспись по дереву осуществил Саая Когел. Сегодня идут в храм люди, чтобы поклониться буддийскому божеству, успокоить свои растревоженные души. Большим уважением в селе пользуется народный умелец Сергей Кочаа, владеющий самыми разными ремеслами: он изготавливает седла (причем не только тувинские, но и русские, казачьи), делает великолепные ножи, металл для которых берет со списанной техники, используя, например, полуоси японского трактора.

Рядом с Кызыл-Дагом есть местечко Кооп-Соок ("много костей"). Здесь некогда был буддийский храм, в котором служили 300 монахов. До сих пор сохранилась легенда: некогда на местных мирных жителей напали завоеватели с намерением угнать скот, но с небес грянул каменный град, и чужеземцы погибли. Может быть, это не просто легенда, а сохранившиеся в народной памяти сведения о метеоритном дожде? Во всяком случае, в этих краях и сейчас можно отыскать в земле кости. Здесь была найдена могила древнего воина в доспехах. Сохранились здесь и огромные камни, заложенные в фундамент хурээ, который был сожжен в 1929 г.




Мир путешествий и приключений OUTDOORS.RU
Мир путешествий и приключений