Путешествие по России Путешествие по России

ТУВА

Алтай
Байкал
Катчатка
Кольский
Коми
Красноярск
Саяны
Тува
Якутия

Шаманизм

Система первобытных религиозных верований, в которой предполагается существование добрых и злых духов, населяющих горы, леса и воды, небо и под-емный мир. Благополучие, здоровье и вообще вся жизнь признаются завися-цими от тех или иных духов. Смерть человека рассматривается как уход в загробный мир, где жизнь продолжается. Считается, что умерший некоторое время после смерти остается вблизи живущих род-твенников, а потом переходит в другой мир, откуда ожет влиять на судьбы живых. Специфическая черта шаманизма - наличие особых людей (шаманов), являющихся посредниками между человеком I духами и защищающих интересы человека. Считается, что помощь духов наделяет шамана сверхъестественными силами, поэтому он способен обеспечивать удачный промысел, предсказывать будущее, находить пропажи, узнавать причины болезни и лечить больных. Через шамана, как через специального посредника, человек обращался к духам при едах и несчастьях, болезнях, а также испрашивал благословение себе и скоу, хороший урожай, хорошую охоту, многочисленное потомство. Шаманами или шаманками становились люди по велению духов, по их призыву. Шаманское призвание считалось наследственным. Основная форма сношения шаманов с цухами - различные моления и жертвоприношения - называется камланием, от тюркского слова "кам" (тувин. "хам" - шаман). Камлать - значит шаманить. Тувинский шаман камлал в специальном ритуальном костюме и с бубном. Кос ом шамана состоял из короткой распашной куртки (хамнаар тон), сшитой из грубовыделанной (под замшу) шкуры марала или косули, иногда окрашенной охрой. К подолу этой куртки пришито множество разноцветных жгутов из материи или замшевых лент, они образуют нижнюю часть шаманского плаща. На спине, груди, плечах, рукавах этой куртки имеется много различных железных и матерчатых подвесок, изображающих духов - помощников шамана. Этот костюм символизировал у тувинских шаманов птицу. Шаман во время камлания (моления) "летал" в нем по горам и долинам. Частью костюма являлась и специальная мягкая шаманская шапка, сшитая из материи в виде колпака, верхняя часть которого откидывалась на зад. Шапка также сплошь была зашита различными лентами, тесемками, пучками перьев, бляшками, бисером и натягивалась на лоб до самых глаз. Орудия культового служения шамана: бубен (дунгур), состоящий из круглого деревянного обода диаметром 60-70 см, одна сторона которого была обтянута сыромятной кожей марала или самца косули, и колотушка (орба). Бубен имел деревянную вертикальную рукоятку из березы, на которой вырезалось изображение человека (шамана, по одним объяснениям, и "хозяина" бубна - по другим), ниже которого вырезались изображения нескольких змей. Кроме рукоятки имелся поперечный железный или деревянный прут (тетива) с железными подвесками. С наружной и внутренней стороны на кожу бубна красной охрой или белой краской наносились различные рисунки - шаман с бубном, его духи-помощники и т.д. Изготовление бубна было связано с целой церемонией, в которой участвовали прежде всего сородичи шамана.

Тувинские шаманы сейчас очень популярны, добрая половина туристов едет только для того, чтобы посмотреть на них. За ними охотятся фотографы крупнейших агентств мира. Да и сами они уже побывали в Германии, Швейцарии, Финляндии, Швеции, Италии, Венгрии, Австрии, Америке. Шаманские гимны, алгыши (благопожелания), переводят на немецкий, английский языки. Все лето рядом с шаманами - ученые из Италии, Австрии, Германии.

Где увидеть шаманов в Туве? Раньше шаманы никогда не камлали вместе, более того, встреча двух шаманов всегда вызывала соперничество. Но нынешняя экономическая ситуация заставила и шаманов объединяться. Кроме шаманов, живущих в отдаленных районах, все кызыльские шаманы объединены в общества "Тос дээр" ("Девять небес"), "Дунгур" ("Бубен"), "Адыг-ээрен" ("Дух медведя"), в Ак-Довураке "Солангы-ээрен" ("Дух рудуги").

Место в Кызыле, где шаманы принимают людей, а оно в народе называется "шаманская клиника", находится на ул. Красных Партизан, 18. Наиболее сильным шаманом здесь считается Аи-Чурек Шижээковна Оюн - "шаманка небесного происхождения". Все женщины в ее роду по линии матери с давних времен были шаманками. Ее кузунгу - шаманское зеркало - найдено в пещере, и ему уже 200 лет. Имя Аи-Чурек в переводе означает "лунное сердце". В народе говорят, что Аи-Чурек, которая вместе с президентом республиканского общества шаманов "Дунгур" М. Б. Кенин-Лопсаном побывала в США, Италии и Австрии, очень сильная шаманка. Она гадает, снимает плохую энергию, лечит людей шаманскими массажами. Говорят, что все ее предсказания сбываются.

К шаманам идет довольно много людей. Идут старушки - погадать на свое недолгое будущее или попросить о здоровье для внука. Одна встревоженная мама жаловалась: "У дочки переходный возраст. Надо ее к психологу сводить. Или к шаману". Идут коммерсанты - благословить сделку или партию товара. Бывает, правоохранительные органы обращаются - человека пропавшего найти. Верить? Не верить? Но люди идут. Шаманы сидят, как адвокаты: по два человека в комнате. Сверху - халат, а снизу - брюки "адидас" и кроссовки. На голове - шапка с перьями. Перед каждым нехитрые шаманские атрибуты, а листок с фотографией и надписями на тувинском языке - это лицензия. Подходишь к кассиру, говоришь, что тебя волнует, платишь деньги, он говорит номер комнаты, в которую тебе надо идти. Точь-в-точь как в сельской поликлинике. Основные атрибуты гадания - мелкие, похожие на черные семечки, одинаковые камушки - хуваанак. Эти камешки добывают из зоба улара или глухаря. Шаман бросает их на носовой платок и видит твою судьбу. Как прошлую, так и будущую.

Адреса объединений шаманов

"Тос дээр". Кызыл, Красных Партизан, 18. Тел. (39422) 3 20 23. Председатель Аи-Чурек Оюн.

"Дунгур". Кызыл, Рабочая, 246. Тел. (39422) 3 19 09. Председатель Сайлык-оол Канчир Иванович.

"Адыг-ээрен". Кызыл, Рабочая, 90. Председатель Ооржак Дугар-Сурун Очур-оолович.




Мир путешествий и приключений OUTDOORS.RU
Мир путешествий и приключений