Путешествие по России Путешествие по России

КАМЧАТКА

Алтай
Байкал
Катчатка
Кольский
Коми
Красноярск
Саяны
Тува
Якутия

"Камчатский Ермак"

Мишке икорки захотелось

Новый этап русского освоения Камчатки начался в царствование Петра I. В 1697 году начальник Анадырского острога якутский казачий пятидесятник Владимир Атласов (или Отласов) начал поход за "приведение Камчадальской земли под высокую государеву руку". Поход предпринимался сухопутный. Отряд Атласова состоял из 65 русских казаков и 60 охотников-юкагиров. Перевалив Корякский хребет, Атласов оказался в Пенжинской котловине. Здесь он "ласкою и приветом" привел под "государеву руку", то есть обложил ясаком, местных коряков. От устья Пенжины отряд повернул на восток, вышел к Олюторскому заливу, здесь также "объясачил" местных жителей, "лютор", "оленных" коряков-олюторнев. Затем он повернул к западному побережью Камчатского полуострова и двинулся вдоль него на юг. За рекой Тигиль отряд разделился. Видимо, предполагалось, что половина его, во главе с самим Атласовым, пойдет вдоль западного побережья на юг, а другая, во главе с Лукой Морозко (Старицын, уже побывавший на Камчатке в 1695-1696 годах), - вдоль восточного.

Но в отряде Атласова произошла какая-то усобица, юкагиры напали на казаков, нескольких убили, многих ранили. Ранен был и сам Атласов. Однако он сумел вызвать обратно Морозко. Вновь объединившийся отряд пошел вдоль западного побережья. По реке Тигиль Атласов повернул на восток, перевалил Срединный хребет и вышел на реку Камчатка. Здесь, на устье речки Канучь, он водрузил двухметровый православный крест с надписью: "Се 1697 году июля 18 дня поставил сей крест пятидесятник Володимер Атласов со товарищи". Здесь же было поставлено зимовье. С тех пор русские стали называть эту речку Крестовой, а острожек, возникший на месте атласовского зимовья, - Крестовским.

Водружение русского креста в самом сердце "Камчадальской земли" как бы символизировало ее вхождение в состав Российского государства. От Крестовского зимовья Атласов вернулся на западное побережье, на Ичу, и здесь поставил острожек, ставший на время его базой, как бы камчатской "столицей". Отсюда он дошел до южной оконечности полуострова, где встретился с новыми людьми - курилами, или айнами, поразившими даже русских пышными бородами. И здесь же он, возможно, первым из русских людей, увидел на горизонте новую землю. Наверняка это был остров Шумшу - самый северный из островов Курильской гряды.

В 1699 году В. Атласов, оставив часть людей в основанном Верхнекамчатском остроге - в верховьях реки Камчатки, с собранным ясаком вернулся в Анадырский острог.

Камчатский ясак оказался так велик, что Атласов лично сопровождал его в Якутск, а оттуда - в Москву. Кроме ясачных мехов, Атласов привез в Москву еще и настоящую диковинку - японца Денбея из города Осака. Казаки Атласова обнаружили его в плену у коряков на реке Нани. Японец оказался там в результате кораблекрушения. В Москве с ним беседовал сам царь Петр.

И в Якутске и в Москве Атласов, по настоянию вышестоящего начальства, писал отчеты о своем походе - "скаски". Оказалось, что он не только незаурядный организатор и руководитель, но и проницательный наблюдатель с задатками талантливого исследователя. К тому же у него были и литературные способности. Возможно также, что его успешной деятельности способствовало то, что В.В. Атласов был сыном русского казака и якутки. Так или иначе, его "скаски" произвели большое впечатление на якутских и московских чиновников, в том числе и на самого главу Сибирского приказа думского дьяка А. Виниуса. В конце концов с атласовскими записками познакомился и сам царь Петр. Эти документы, а также голландская карта, на которой Камчатка соединялась с Америкой, побудили царя к организации научной Камчатской экспедиции. Правда, эта организация по тогдашним российским обстоятельствам растянулась на 25 лет.

Сам Атласов вернулся в Якутск уже в должности казачьего "головы" всего Якутского воеводства.

Между тем на Камчатке жизнь входила в "общероссийскую колею". Это означало, среди прочего, и многочисленные злоупотребления, и даже насилие местной власти - "ясачных прикашиков". Казачьи бесчинства разоряли местных жителей и возмущали их против российской власти вообще, вели к истощению пушных богатств и всем этим наносили заметный ущерб казне. Жалобы на все эти безобразия доходили до Анадыря и самого Якутска.

И в 1707 году В.В. Атласов вновь был послан на Камчатку, теперь уже для наведения порядка. У него были большие полномочия, отряд стрельцов и даже пушки. Действовал Атласов очень жестко и, по слухам, также небескорыстно.

Его усмирения, наказания, "опалы" вызывали протест и возмущения среди казаков. Они тоже пробовали жаловаться "наверх", но и в Анадыре и в Якутске к ним не прислушались. В конце концов это возмущение вылилось в открытый бунт. В результате довольно долгой междоусобицы в январе 1711 года Атласов погиб от рук казаков-заговорщиков.

Яркая, незаурядная противоречивая фигура В.В. Атласова привлекла внимание А.С. Пушкина, который назвал его "камчатским Ермаком", приравняв таким образом к одному из самых любимых героев русского народа.

И жизнь и смерть Атласова оставили "долгий след". Камчатские казаки, повинные в его убийстве, во искупление своей вины на свой страх и риск предприняли поход на Курильские острова. Возглавил его Иван Козыревский, потомок пленного поляка, сосланного в Якутию. Кроме сбора ясака с айнов, Козыревский составил карту: "Чертеж Камчадальского носу и морским островам". Впоследствии он передал ее командору Витусу Берингу. Несмотря на все эти заслуги перед государством, кара за былую вину в конце концов все же настигла Козыревского.

Но на Камчатке память о нем не исчезла. Его имя (или имя его отца) носят здесь река и поселок.




Мир путешествий и приключений OUTDOORS.RU
Мир путешествий и приключений